местами очень смешно)), советую заценить с иронией и не принимать всерьез
вот ссылка:http://www.lki.ru/text.php?id=182
Русские в сети
За что же нас так не любят?
— Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Достойны восхищения, как ни один народ в джунглях! Мы все так говорим — значит, это правда! — кричали бандар-логи.
Киплинг «Книга Джунглей»
Первое издание этой статьи увидело свет еще в «Игромании» несколько лет назад. К сожалению, ситуация за это время не претерпела серьезных изменений. А между тем знать о поднятой в статье проблеме, как нам кажется, необходимо всякому, кто собирается погрузиться в виртуальный мир (по крайней мере — иностранной выделки). Поэтому мы публикуем исправленную и дополненную ее версию — с учетом современных реалий.
Листая журнал, входя в сетевую конференцию или на игровой сайт, всюду встречаю печальные, недоуменные, а то и гневные тирады о том, что в сетевых играх не любят русских. Не то чтобы ненавидели... недолюбливают. И не уважают. А дальше уже звучат высказывания о том, что с этим надо что-то делать, например, собрать русский клан, самый крутой, и всем-всем показать, кто в этой жизни хозяин и где обитает кузькина мать...
К сожалению, русских в Сети действительно не любят. И даже имеют на это некоторые основания.
Я не хочу сказать, будто мои соотечественники чем-то хуже всего остального мира. Но, к сожалению, у нас успела сложиться определенная культура сетевого общения. И она плохо совместима с общепринятой.
Замечание: слово «русский» в этой статье не носит национального характера. Речь идет обо всех нас, говорящих по-русски, будь то русский, украинец, еврей, калмык, бурят... Ведь, как известно, мы делимся по нациям только в пределах нашего ex-СССР, а за границей все воспринимаем друг друга как русских. И нас тоже все считают русскими. Это вполне естественно и обычно для всего мира: так, например, в пределах Германии есть баварцы и саксонцы, западные и восточные немцы, а за ее пределами есть только немцы...
Не верьте любителям упрощать
Зачем человек входит в сетевую игру, а не развлекается с компьютером в режиме offline? Основных причины две: живое общение и возможность сразиться против реального противника. У нас вторая причина распространена намного больше первой.
Конечно, для того, чтобы просто поболтать, есть chat-серверы, есть всякие пейджеры вроде ICQ, и вовсе ни к чему пользоваться дорогостоящей Ultima Online или неудобным текстовым MUD. Поэтому в игре общаются либо те, кому хочется побыть в роли, либо те, кто ищет командной игры.
У нас нередко даже опытнейшие «зубры» сетевых игр совершенно серьезно утверждают, будто отыгрыша роли в Сети... нет. Более того: и быть не может. Или даже так: «ролевой отыгрыш вредит сути игры». Суть, по их мнению, — это рост собственной крутости путем избиения монстров, накопления всевозможных предметов и способностей.
Замечание: порой причина таких странных заявлений кроется в том, что слова «ролевой отыгрыш» ассоциируются с теми, кто играет в ролевые игры без компьютера, а усилиями прессы (в том числе и компьютерной) из этих людей стараются активно делать посмешище. Но это, конечно, глупости. Ролевики — это вовсе не те люди, которые бегают с деревянными мечами по Нескучному саду...
Понять эту точку зрения можно. Как уже говорилось в прошлом номере журнала, разработчики игр и сами делают немало, чтобы разрушить иллюзию реальности виртуального мира. Нередко отыгрышу мешает сама обстановка в игре: сплошь и рядом авторы «ролевой» игры заставляют новорожденного «героя» тренироваться на зайчиках, кошечках, мальчиках и девочках, чтобы набрать драгоценный боевой опыт. Какой уж там после этого «отыгрыш»!
Но вовсе не все игры таковы. Например, в текстовом MUD по книге Джордана «Колесо Времен» на улице чаще всего можно услышать не «Где бы найти такой-то меч?», а что-нибудь вроде «Правда ли, что в Амадиции появились друзья Темного?».
Увы, авторам игры не всегда удается добиться таких результатов. Говорят, Гэрриот в проекте Ultima Online стремился к тому же. У него получилось меньше.
Но там, где авторы игры дали хоть небольшую возможность играть в ролевую игру, а не в простую рубилку монстров, находится немало игроков, которым это нужно. И чем лучше возможности для этого — тем их больше. В конце концов, в большинстве коммерческих виртуальных миров (например, Dark Age of Camelot или Anarchy Online) разрушение отыгрыша быстро заканчивается, когда игрок покидает начальную «песочницу».
Конечно, никто не ждет, что окружающие будут устраивать целый театр. Игрокам, ищущим роли, от партнеров надо всего лишь, чтобы они не мешали этому. Носили не режущее глаз имя, не раздражали речью и так далее. Это ведь и впрямь не слишком сложно...
Ролевые игры в Сети — это целый мир. В них есть все — художники и бандиты, рыцари и воры. Увы, многие наши соотечественники почему-то ограничивают для себя эти возможности. И доказывают впоследствии, что все остальные действуют так же. Да нет... просто что посеешь, то и пожнешь. Круг общения игрок себе выбирает сам. Тот, кто действует, как мелкий хулиган или бандит, неизбежно попадает в среду себе подобных. И как-то не сразу замечается, какими глазами смотрят на вашу теплую компанию остальные. В конце концов, отображение мимики в компьютерных играх пока что в зачаточном состоянии...
Слово о словах
Возникает интересный вопрос. Откуда те, кто обидел наших игроков, узнали, что они — русские? У паладина в блистающих латах «пятый пункт» смотреть негде. Выходцам из СНГ клеймо «русский» на лбу в играх не ставят. Тогда — откуда?
...Я на своем веку поиграл во много сетевых игр. От архаичных MUD'ов до Ultima Online и EverQuest, от VGA Planets до Evernight, не обошел вниманием и сервера игр «классического типа» — Diablo, Starcraft и так далее. За это время мне запомнилось немало игроков, кто с хорошей стороны, кто — не очень. Но, странствуя бок о бок с каким-нибудь Vellan the Druid по соламнийским степям, я очень редко знал, дух какой национальности его оживляет. Разве что если на долгом привале шел разговор «за жизнь»...
А вот если игрок русский — дело совсем другое.
Почему-то наши игроки (да, конечно, не все! Но таких более чем достаточно) считают своим долгом довести до сведения всего мира: пришел русский.
Как вы думаете, на каком языке говорят в большинстве сетевых игр? Правильно, на английском. Будь ты испанец, немец или китаец — все равно язык в Сети один. Если ты точно знаешь, что имеешь дело с соотечественником, тогда в приватной беседе можно перейти и на родной язык, но — в приватной!
А вот для русских не кажется чем-то зазорным кричать на родном языке на всю округу. В играх класса MUD, например, есть команда «крикнуть»: тогда сказанные слова услышат все, кто находится в игре. За все свои скитания я раза два или три слышал крик на непонятном мне языке (тихую речь, слышимую с нескольких шагов, — почаще). А на русском... в общем, вы поняли.
Мне порой даже интересно становилось: что, по мнению соотечественников, игра сильно обогатится, если все подряд будут изъясняться на родном языке? Эксперимента ради попробовал среди таких крикунов заговорить на немецком. Выручил меня только заранее подготовленный свиток телепортации. Ребята совершенно серьезно обиделись на то, что при них говорят непонятно!
Это удивительно: при этом в русском форуме или статье от тех же самых «борцов за национальное самосознание» видишь поток английских слов, перевести которые — выше человеческих сил. Я совершенно убежден, что всякий, пишущий про «файтера с лонгсвордом», прекрасно знает, как переводятся оба слова. К чему бы это, как по-вашему?
То же самое и с именами. Да, наверное, для американца какой-нибудь Porosenok звучит достаточно экзотично, чтобы соответствовать фэнтези-миру. А может, и нет. Но для своих, знающих язык, как правило, ничего приятного в таких именах нет. Первое время можно посмеяться, но очень быстро надоедает. Так что же это за страсть такая — во что бы то ни стало поведать миру о своей национальной принадлежности, назло и своим, и чужим?
Но Porosenok — это, так сказать, еще цветочки. Самые продвинутые эстеты берут русское слово и записывают его не в транслитерации, а латинскими буквами, похожими на русские. Да еще, как правило, большими (в прописных буквах сходства между алфавитами, как известно, больше, чем в строчных), а то и смесью больших и маленьких. Например, так: «MUTbKA». И не задумываются ни на миг, каково этого «Мутбку» воспринимать чужестранцам. Наоборот — считают поводом для гордости! Самовыразились!
Далеко не в каждой игре найдется испанский клан, хотя игроков из Испании и Латинской Америки — пруд пруди. А заповедные края, где нет русских кланов, сохранились разве что в самых сложных или дорогих играх. Что, испанцы или аргентинцы лишены патриотизма? Спросите об этом футбольных судей... Просто они хорошо понимают: в игровом мире нет ни испанцев, ни русских, ни американцев. Есть эльфы, гномы и прочие протоссы.
Да — не все игроки играют в ролевую игру, многие просто режут монстров. Но ведь зачем-то дизайнеры стараются расписывать игровой мир, и кому-то это нужно! Так зачем же ломиться в игру в грязных сапогах, если соблюдать условности совсем несложно?
Собираться ли в стаю?
Кое-кто до сих пор (!) считает, что наших сограждан в Сети воспринимают как нечто новое и редкое. Помилуйте! В Arctic MUD игроков со всего света тошнило от нас еще в те седые времена, когда графическая онлайновая игра относилась к разряду научной фантастики. Какими были наиболее заметные русские игроки тогда — такие они и сейчас.
Повторюсь: наиболее заметные. В Сети хватает уважаемых игроков из России и сопредельных стран. Только вот в русские кланы они обычно не объединяются.
Ну, а обиженные косыми взглядами русские, между тем, стараются поправить дело. А лекарство у них всегда одно: собраться всем вместе и ка-ак показать этим буржуйским гадам!
Собраться вместе у них получается. И дислокация кузькиной матери очень быстро перестает быть для окружающих тайной. Вот только с уважением не выходит. Их опасаются. Примерно как бешеной собаки или пьяницы за рулем.
«Крутизной» почему-то никто не восхищается. Не в последнюю очередь — из-за того, что русский игрок ею непрерывно хвастается. А еще — потому, что для доказательства своей силы наши герои то и дело прибегают к «неспортивным» приемам. Да, на это у нас монополии нет, но, опять-таки, от наших этого ожидают в силу горького опыта.
Война кланов — дело вполне достойное, многим в Сети интересное. Однако воевать лучше красиво. Ведь не корову проигрываете.
Среди наших игроков одно время была очень популярна фраза из Роджера Желязны: «Это не Олимпийские игры». В смысле — для победы все средства хороши. Так вот фразу-то стоило бы, мне кажется, вывернуть наизнанку. Игра — не война, здесь можно себе позволить некоторую спортивность...
Честность и стиль в игре, как и в жизни, окупаются. Вот этим самым уважением. За военную хитрость, интересную ловушку и так далее вас никто не осудит. А вот «неспортивное поведение» лишит вас уважения, даже если вы окажетесь сильнее всех на свете...
В стратегической онлайновой игре Evernight (evernight.vr1.com) во время партии каждый игрок волен оценить своих партнеров и противников, написав о них несколько строчек. Теперь там очень хорошо видно, насколько невыгодны обман и коварство. Хитрому игроку никто не запретит предать союзников, нанести удар в последний момент, отказаться помочь. Но после серии отзывов «Не верьте ему, он нарушает договоры» в новой партии первое, что делают соседи — объединяются против нашего умника, и живет он ходов десять...
Как перестать быть парией
Рецепт несложен. Хотя и требует некоторых усилий.
Для начала — выучить, черт возьми, английский. Необязательно на уровне выпускника Итонского колледжа, хотя бы просто уметь связать на нем пару фраз. Вы пришли в Мировую Сеть — так потрудитесь говорить на том же языке, что и остальные! В конце концов, немцы и испанцы тоже часто говорят по-английски чуть хуже Шекспира. Не стесняйтесь, даже если что-то не выйдет — вас постараются понять.
Запомнить, — как бы это ни было удивительно, — что до вашей национальности никому нет дела. Не рассказывать о ней всем и каждому. Не позволять себе реплик на родном языке, которые может услышать хоть кто-нибудь, кроме ваших хороших знакомых из России. Не стараться собирать компанию из соотечественников. И ни под каким видом не вступать в русские кланы!
И, наконец, соблюдать приличия. Следовать тому, что называют «британским спортивным духом». В ролевой игре стараться говорить от лица персонажа, но не раздражать окружающих потоком словоблудия. Не хвалиться напропалую своей «крутизной». В общем — делать так, чтобы окружающим играть с вами было приятно. Если эта школа приобретет хоть какую-нибудь популярность — глядишь, и окружающие перестанут считать, что мы только третий день как слезли с пальмы.
Говорят, некогда в Спарту прибыло несколько богатых юношей из Клазомена. Они вели себя вызывающе и старались всем показать свое презрение к местным обычаям. Эфоры тогда издали указ:
«Клазоменцам разрешается вести себя неприлично.»
Им — хватило. А нам?
Автор - Андрей Ленский (Псмит) , главред журнала ЛКИ (Лучшие компьютерные игры)
Отредактировано Maiv (2008-04-14 13:02:47)